Игры на развитие и совершенствование 

пространственных представлений ребёнка.

 Цель: используя предлагаемые  игры помочь детям   

  • -• в определении правое и левое направление в пространстве;
- • в определении пространственных взаимоотношений предметов и объектов;
- • в определении схемы тела стоящего напротив человека (животного);
-• научится ориентироваться на плоскости листа и в клеточках;
  • -• в умение понимать сложные грамматические конструкции предложений;
  • Левое и правое
  •  Ориентировка на плоскости и в пространстве
  • ?                                      Достоинством приведенных ниже игр на развитие  и    совершенствование пространственных представлений ребенка  является то, что для их проведения не требуются какие-то  специальные игрушки, пособия и т.п. 
  • ?   В играх используется игровое магнитное поле  и магнит. Можно  использовать холодильник, как магнитную  доску,  магниты   которые есть в любом доме, буквы, цифры на магнитах и лист А4 с  разметкой крупной клеточки (4*4см)

 

      
 
 
 
Игры на определение правого  и левого направления в пространстве,
пространственных взаимоотношений предметов и объектов.
         
   
  - Прикрепи, пожалуйста, рыбку так, чтобы она плыла справа налево,  или змея, ползла слева направо.     

  

                                  
  Фрукты поставлены  в ряд .
 - Назови, пожалуйста, самый правый фрукт. 
 - Назови самый левый фрукт. 
 - Какие фрукты нарисованы левее груши?  

   

 

 

  Вот ряд букв: 
 - Назови, какая в этом ряду самая правая буква?  
 - Какая в этом ряду самая левая буква? 
 - Перечисли все буквы, которые расположены  левее буквы М. 
 - Сколько букв в этом ряду расположено правее  буквы А?

   

 

 

   Перед тобой  четыре зверя.
 - Перечислим их справа налево. 
 - Кого кошка может увидеть слева от себя? 
 - Перечисли, пожалуйста, зверей, которых жираф  может увидеть справа от себя. 
 
 
 
   «Найди по описанию».
                                              - Что справа от груши;                                    
 -Что слева от  ананаса;
- Что  над арбузом;
- Что под яблоком?
- Что находится посередине (в центре)?
 - Где находится вишенки?
 
 
     
 
 
 -Представь себя на месте клоуна.  
 - Где у тебя правая рука? 
-  -В какой руке этот клоун держит шарики?  
--  -А если клоун повернется к нам лицом, в какой руке у него будет мячик? 
 -А если клоун повернется к нам спиной, в какой руке у него будет мячик? 
       На фигурках или картинках с изображением животных в профиль можно научиться  находить   правое ухо не только у себя,  но  и у своих друзей, и у нарисованных   зверей.  Сначала от него требуется  поставить в заданное положение только  свою руку затем и все тело.                                                   
 
 
 
Игры на ориентировку на плоскости листа и в клеточках.
 
 
  Рассмотри картинки и назови изображённые предметы.   
 -Найди предмет, который и в правом верхнем углу; в левом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; предмет, расположенный посередине листа.
-Повтори, где на картинке расположен  каждый из предметов.
• «Составь описание».
 Рассмотри магнит в правом нижнем углу и опиши расположение предметов по отношению к ... . 
•Назови предметы, которые ты видишь.
Какой предмет находится между магнитами?
 Расскажи, где расположены магниты, используя слова под, над, слева, справа, между.
« Помоги божьей коровке дойти до мамы»
На игровом шахматном поле стоят магниты – божьей  коровки. Ребенок, проговаривая свои действия, перемещает божью коровку к маме. (1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо). Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей «Помоги пчелкам встретиться»,
«Доведи петушка до зернышка» и т.д. 
 
Слуховые диктанты
•          Магнит стоит на игровом поле. Ребенок под диктовку начинает его перемещать в указанном направлении (1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки вправо, и т. д…
•          Пчелка перелетела на 1 клетку вверх, на 2 клетки вправо, на 2 клетки вниз и т. д…
•          Игра «Рассели жильцов»
По словесной инструкции ребенок расставляет магниты. (В правом верхнем углу жил сиреневый магнитик(зайчик), в левом верхнем углу – синий магнитик(котик), в левом нижнем жил розовый(….) магнитик, в правом нижнем углу – черный(….) магнитик, в центре – желтый(….).
  
 
Букина А.М., учитель-логопед высшей категории 
 
 
Рейтинг@Mail.ru