РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

Автоматизация звуков   СКАЧАТЬ DOK

Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.


 

Игры на развитие и совершенствование 

пространственных представлений ребёнка.

 Цель: используя предлагаемые  игры помочь детям   

  • -• в определении правое и левое направление в пространстве;
- • в определении пространственных взаимоотношений предметов и объектов;
- • в определении схемы тела стоящего напротив человека (животного);
-• научится ориентироваться на плоскости листа и в клеточках;
  • -• в умение понимать сложные грамматические конструкции предложений;
  • Левое и правое
  •  Ориентировка на плоскости и в пространстве
  • ?                                      Достоинством приведенных ниже игр на развитие  и    совершенствование пространственных представлений ребенка  является то, что для их проведения не требуются какие-то  специальные игрушки, пособия и т.п. 
  • ?   В играх используется игровое магнитное поле  и магнит. Можно  использовать холодильник, как магнитную  доску,  магниты   которые есть в любом доме, буквы, цифры на магнитах и лист А4 с  разметкой крупной клеточки (4*4см)

 

      
 
 
 
Игры на определение правого  и левого направления в пространстве,
пространственных взаимоотношений предметов и объектов.
         
   
  - Прикрепи, пожалуйста, рыбку так, чтобы она плыла справа налево,  или змея, ползла слева направо.     

  

                                  
  Фрукты поставлены  в ряд .
 - Назови, пожалуйста, самый правый фрукт. 
 - Назови самый левый фрукт. 
 - Какие фрукты нарисованы левее груши?  

   

 

 

  Вот ряд букв: 
 - Назови, какая в этом ряду самая правая буква?  
 - Какая в этом ряду самая левая буква? 
 - Перечисли все буквы, которые расположены  левее буквы М. 
 - Сколько букв в этом ряду расположено правее  буквы А?

   

 

 

   Перед тобой  четыре зверя.
 - Перечислим их справа налево. 
 - Кого кошка может увидеть слева от себя? 
 - Перечисли, пожалуйста, зверей, которых жираф  может увидеть справа от себя. 
 
 
 
   «Найди по описанию».
                                              - Что справа от груши;                                    
 -Что слева от  ананаса;
- Что  над арбузом;
- Что под яблоком?
- Что находится посередине (в центре)?
 - Где находится вишенки?
 
 
     
 
 
 -Представь себя на месте клоуна.  
 - Где у тебя правая рука? 
-  -В какой руке этот клоун держит шарики?  
--  -А если клоун повернется к нам лицом, в какой руке у него будет мячик? 
 -А если клоун повернется к нам спиной, в какой руке у него будет мячик? 
       На фигурках или картинках с изображением животных в профиль можно научиться  находить   правое ухо не только у себя,  но  и у своих друзей, и у нарисованных   зверей.  Сначала от него требуется  поставить в заданное положение только  свою руку затем и все тело.                                                   
 
 
 
Игры на ориентировку на плоскости листа и в клеточках.
 
 
  Рассмотри картинки и назови изображённые предметы.   
 -Найди предмет, который и в правом верхнем углу; в левом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; предмет, расположенный посередине листа.
-Повтори, где на картинке расположен  каждый из предметов.
• «Составь описание».
 Рассмотри магнит в правом нижнем углу и опиши расположение предметов по отношению к ... . 
•Назови предметы, которые ты видишь.
Какой предмет находится между магнитами?
 Расскажи, где расположены магниты, используя слова под, над, слева, справа, между.
« Помоги божьей коровке дойти до мамы»
На игровом шахматном поле стоят магниты – божьей  коровки. Ребенок, проговаривая свои действия, перемещает божью коровку к маме. (1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо). Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей «Помоги пчелкам встретиться»,
«Доведи петушка до зернышка» и т.д. 
 
Слуховые диктанты
•          Магнит стоит на игровом поле. Ребенок под диктовку начинает его перемещать в указанном направлении (1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 4 клетки вправо, и т. д…
•          Пчелка перелетела на 1 клетку вверх, на 2 клетки вправо, на 2 клетки вниз и т. д…
•          Игра «Рассели жильцов»
По словесной инструкции ребенок расставляет магниты. (В правом верхнем углу жил сиреневый магнитик(зайчик), в левом верхнем углу – синий магнитик(котик), в левом нижнем жил розовый(….) магнитик, в правом нижнем углу – черный(….) магнитик, в центре – желтый(….).
  
 
Букина А.М., учитель-логопед высшей категории 
 
 

 

Что должен уметь ребенок

 

 В 3 ГОДА малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

  В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

  В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

 Советы 

  ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

  Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

  Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

  По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

  В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

  Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Богданова Татьяна Михайловна, учитель-логопед I квалификационной категории 



Памятка для родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет

 Признаки благополучного развития ребенка

  1. Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

 2. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

 3. Ребенок активно «гулил».

 4. Начало лепетной речи не позже 11 мес.

 5. Активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми, вступает с ними в контакт после некоторого привыкания.

 6. Охотно повторяет за вами все, что слышит.

 7. В возрасте 2 лет имеет словарный запас около 50 слов, строит предложение из двух слов, понимает инструкцию из двух заданий, показывает пять частей тела, лица.

 8. Понимает смысл прочитанных коротких рассказов с опорой на картинки и без нее, охотно слушает чтение.

 9. Охотно решает свои проблемы с помощью речи.

 10. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

 

Признаки неблагополучного развития ребенка

 1. Развивается с задержкой.

 2. Перенес тяжелые заболевания.

 3. Есть неврологическое заболевание.

 4. Гуление и лепет появились поздно (в норме в 3—6 мес.).

 5. Активно использует для общения жесты.

 6. Можете сказать о своем ребенке: «Все понимает, но не говорит».

 7. Неохотно повторяет за Вами слова и предложения, которые слышит, или вовсе не пытается их повторить.

 8. Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к Вам за помощью («самостоятельный ребенок»).

 9. Ребенку безразлично, понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания: «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

 10. Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Богданова Татьяна Михайловна, учитель-логопед I квалификационной категории  



Развитие движений пальцев и кисти ребёнка 

как один из методов развития речи

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

 Дорогие родители! Продолжаем беседу о развитии мелкой моторики малыша.

 Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок. 

 Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.). 

  В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:

– застёгивание пуговиц;

– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);

– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.

 Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения. 

 

Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

 

* * *

«ШАЛУН»

 Наша Маша варила кашу 

Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

 «БЕЛОЧКА»

 (по мотивам народной песенки)

 Сидит белка на тележке, 

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

 «ДЕТКИ» 

 Раз, два, три, четыре, пять, 

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

 «ПО ГРИБЫ»

 (потешка)

 Раз, два, три, четыре, пять, 

 Мы идём грибы искать! 

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

 «ПАЛЬЧИКИ» 

 Раз, два, три, четыре, пять, 

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

 (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 

 «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» 

 Раз, два, три, четыре, пять, 

(загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины,

(загибать пальчики, начиная с большого)

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

 «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» 

Есть игрушки у меня:

(хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

 «ПАСТУШОК» 

 Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 

Потерял пастух дуду.

(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

(хлопки в ладоши)

Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

Там Бурёнка лежит

На теляток глядит.

А домой не идёт,

Молочка не несёт.

Надо кашу варить,

Деток (можно произносить имя вашего малыша)

Кашей кормить.

 (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) 

Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

* * *

  Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.

 * * *

«ОЧКИ»

 (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) 

 Бабушка очки надела 

И внучонка разглядела.

 «СТУЛ» 

 (левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) 

 Ножки, спинка и сиденье - 

Вот вам стул на удивленье.

 «СТОЛ» 

 (левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) 

 У стола 4 ножки 

Сверху крышка, как ладошка.

 «ЛОДКА» 

 (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 

 Лодочка плывёт по речке, 

Оставляя на воде колечки.

 «КОЗА» 

 (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) 

 У козы торчат рога, 

Может забодать она.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

 Богданова Татьяна Михайловна, учитель-логопед I квалификационной категории


Артикуляционная гимнастика для звуков

 С, Сь, З, Зь, Ц

 1. Покусать язык. • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

 2. «Наказать непослушный язык». • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

 3. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 4. Загнать мяч в ворота. • «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 5. Почистить зубки. • Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны

. 6. «Катушка» • Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта.

 

Артикуляционная гимнастика для звуков

Ш, Ж, Ч, Щ

1. «Наказать непослушный язык». • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

2. «Лопаточка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 3. «Маляр» • Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

 4. «Чашечка» • Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

 5. «Вкусное варенье» • Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз. 6. «Фокус» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.

 7. «Грибок» • Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибка»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

 8. «Гармошка» • Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открывать и закрывать рот, как будто растягивать меха гармошки.     

 

Артикуляционная гимнастика для звуков

 Л, Ль

1. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

2. «Вкусное варенье» • Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.

 3. «Индюк» • Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

 4. «Качели» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка за нижние зубы, а затем широкий кончик языка за верхние зубы. Поочередно менять положение языка.

 5. «Лошадка» • Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.

6. «Пароход гудит» • Улыбнуться, открыть рот и с напряжением произносить долгое «ы-ы-ы…» 

 

 Артикуляционная гимнастика для звуков

 Р, Рь

 1. «Наказать непослушный язык» • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».

 2. «Почистить зубки» • Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

 3. «Маляр» • Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

4. «Лошадка» • Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.

 5. «Вкусное варенье» • Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз. 6. «Индюк» • Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

7. «Барабанщики» • Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д-д-д-д», постепенно убыстряя темп.  

 Богданова Татьяна Михайловна, учитель-логопед I квалификационной категории


Рекомендации логопеда для родителей детей старшего возраста

 Уважаемые папы и мамы!

 6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

правильно произносить все звуки языка;

выделять первый и последний звук в слове;

разделять слово на слоги;

определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

придумывать слова на заданный звук;

сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду и воспитателю .

 Богданова Татьяна Михайловна, учитель-логопед I квалификационной категории


 

 Развитие речи детей от 2 до 7 лет

 

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

 

Уважаемые родители!  Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

 

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

 

Уровень развития речи детей в 2 года

 

1.   Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2.   Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

3.   Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.

4.   Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.

         Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.

6.    После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

7.    Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

8.    Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

9.    Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.

10.   Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.

11.   Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12.   Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

 

Уровень развития речи детей в 3 года

1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.

2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.

3.    Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.

4.    В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

5.    Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.

6.    В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

7.    Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит

его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

8.    Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

 

Уровень развития речи детей в 4 года

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2.   Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки

3.   У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5.        В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6.   В активной речи появляются слова второй степени

обобщения.

7.        В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

 

Уровень развития речи детей в 5 лет

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать  прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает  интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь  в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить  сходство в звучании  нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-  Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно  улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

   Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

 

  Уровень развития речи детей в 6 лет

 

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные  с  выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

 

Памятка для родителей.

  Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения  проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому  учащемуся, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом.  Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в школе.

 При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.

 2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.

 3. Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации логопеда.

 4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

 5 Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

 6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

 7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

 8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха

 Богданова Татьяна Михайловна, учитель-логопед I квалификационной категории


 

 

Рейтинг@Mail.ru