СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

 Воспитание ребенка складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые всегда волнуют родителей и педагогов.

 Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него следует прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

 Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем делал, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы ребенка хотим поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т.п. Эти чувства возникают и без поощрения, они являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.

Например, очень часто родители попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок-поощрение за то, что он был без мамы и без папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения может вылиться в скандал на тему: «Ничего не принесли!»

 Физические наказания остаются популярными у родителей, хотя они понимают вред этого воздействия на ребенка.

«Я по себе знаю, что, когда тебя бьют, никакого раскаяния и тем более осознания своего проступка не испытываешь, скорее наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое», - высказывание одного из родителей.

Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол – и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком.

Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как словесное битье. Поэтому на вопрос «Как тебя наказывают?» можно услышать и такие ответы «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком ругается», «Ругают, кричат словами», «Орут, плохими словами называют».

Не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может сильно травмировать, ранить, оскорбить ребенка дошкольного возраста, надолго запомниться и вызвать в дальнейшем реакцию нежелательного поведения, причины которого могут быть не поняты взрослыми: «нечаянно» разбил любимую мамину вазу, заманил большую собаку (которой, в основном занимался отец), на балкон, запер и долго не впускал в дом, несмотря для громкий скулеж и лай, жестоко ущипнул сверстника за ухо в детском саду, неадекватно резко среагировал на обыкновенное замечание воспитательницы…

Поставить в угол, посадить на стул – эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителя порядка и дисциплины, а главное – временное лишение внимания со стороны взрослых, При применении этих санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребенка: количество минут удаления ребенка соразмерно возрасту ребенка и если, например, ребенку 5 лет, то удаление должно быть не более чем на 5 минут.

 Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Недостаточное использование положительного подкрепления может создать хронический дефицит поощрений. Один мальчик с горечью сказал о родителях: «Вообще редко хвалят, а если делаешь что-то хорошее, то не замечают».

Положительное подкрепление своей деятельности своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям для полноценного развития личности. Ребенку нужно, чтобы взрослый не только заметил, но и обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны взрослых проявляется в том, что детям становится неинтересно с ними.

 

Психолог высшей категории Ефремова О.В.

 Памятка «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

 1. Длительным молчанием. Выдержать бойкот ребенку чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил, что приводит к нервному истощению.

2. Говорить «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, которое подрывает основу основ всей жизни ребенка.

3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я ударил ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: Вы не только научили бояться наказания, но и преподнесли ребенку урок жестокости.

4. Постоянно кричать на ребенка.

5. Не соблюдать правила о том, что поощрений должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его),

6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (наказание должно быть максимально приближено к проступку).

7. Напоминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

 

 Памятка «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»

1. Так, чтобы оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше, и намного больше, чем наказаний (проанализируйте, как это было раньше). Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижение ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.

Не забывайте, что существует огромное количество нематериальных поощрений: проговаривание ребенку того, что у него получилось, выделение особо успешных моментов («А этот листочек получился, как настоящий», «Игрушки на этой полке ты сложил так, что даже у меня лучше бы не вышло»), похвала, в том числе и отдельных качеств («Ты такой щедрый – не пожалел дать другу поиграть твоей самой любимой игрушкой!»), подчеркивание хорошего поведения, положительных качеств ребенка перед другими взрослыми (можно и при разговоре по телефону) – особенно так, чтобы ребенок это услышал «как бы случайно» - помните, что похвала «за глаза» особенно ценна для людей любого возраста, ребенок это оценит чрезвычайно высоко и – запомнит.

3. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно. Помнить, что и такие поручения должны быть по силам ребенку и, если ребенок все-таки не смог выполнить почетную миссию так, как предполагалось, не высказывайте своего разочарования (чтобы не превратить поощрение в негатив), а выскажите уверенность, что в следующий раз все получиться или выйдет еще лучше (в уме держим, что нужно сделать, чем помочь, чтобы у ребенка все получилось отлично).

4. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.

Рейтинг@Mail.ru