ТИФЛОПЕДАГОГ РЕКОМЕНДУЕТ

♦ Комплексы физкульминуток для детей дошкольного возроста с нарушением зрения

♦ Режим зрительной нагрузки

♦ Витамины и продукты

♦ Шесть правил для хорошего зрения

♦ Лечебная гимнастика

♦ Рекомендации по ношению очков и уходу за ними

♦ Готовим руку к письму

Комплексы физкульминуток для детей дошкольного возроста  с нарушением зрения

I. «Снежки»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.

II. «Золотая хохлома»
А сейчас вновь гимнастика для глаз. (Дети выполняют данные движения стоя)
Глаза крепко закрываем,
Широко их открываем.
Все умеем мы моргать
И глазами «рисовать».
(Поднять глаза вверх, сделать ими круговое вращение по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)
И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)
Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)
Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)
Рядом с листиком трёхпалым (Присесть)
Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)
Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки)
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)
Золотая хохлома! (Опустить руки вниз)

III. «Как мы Мишке помогали»
Долго мы в лесу гуляли, (Руки на поясе, ходьба на месте)
Наши ноги не устали.
Руки тоже не устали, (Вытянуть руки в стороны на уровне плеч)
Хоть немного рисовали. (Согнуть в локтевом суставе)
Будем руки поднимать (Поднять руки вверх и посмотреть на ладошки)
Силу крепкую качать. (Опустить руки вниз и посмотреть на носочки)
Сильна левая рука, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Сильна правая рука. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)
Сильна левая нога, (Сделать шаг вперёд левой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)
Сильна правая нога. (Сделать шаг вперёд правой ногой, посмотреть на носочек вытянутой ноги)
Кулаки крепко сжимаем, (Выполнять в соответствии со словами)
Руки мы в локтях сгибаем.
Раз, два, три, четыре
Глазки мы откроем шире.
Мишка, прыгай вместе с нами,
Силушку тебе собрали. (Прыжки на месте)
Сладко ты в берлоге спи. (Присесть, закрыть глаза ладошками)

IV. «Зрительная гимнастика
(Гимнастика для глаз выполняется сидя, без очков, в соответствии со словами педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

V. «У компьютера»
Мы с компьютером играли. (Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем быстро мы моргать.
А теперь глаза закроем, (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз – закроем, два – откроем,
Три – закроем, на четыре вновь откроем.
Раз, два, три, четыре, пять
Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь представим сразу,
Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом:
Чёрно небо, чёрен дом.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.
VI. «Кружева»
Кружевницы ниткой кружева плетут, (Имитируют плетение)
Там цветы и птицы дивные живут.
Их иголочка «рисует» тут и там, (Отводят руки в стороны попеременно и
Нитка тянется за нею по пятам. Прослеживают взглядом.)
Но и мы умеем, кружева вязать, (Имитируют рисование кистью)
Будем кисточкой узоры рисовать.
Нарисуем мы узоры наверху, (Поднять голову, посмотреть вверх)
Завитушками листочки есть внизу. (Опустить голову, посмотреть вниз)
Слева можем мы бутоны положить, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Справа инеем пушистым всё покрыть. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо)
Мы волшебные получим кружева, (Поднять руки вверх)
Будут радовать они нас, детвора. (Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)

VII. «Ёжик»
Ходил ёжик по полянке (Ходьба на месте)
Он искал грибы опятки. (Повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться и широко открыть глаза)
Но грибов не увидал. (Развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, (Поднять голову, посмотреть вверх)
Вниз глядел, (Опустить голову, посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел. (Произнести “пых”, “пых”, “пых”)
Смотрел влево, (Голова неподвижна, посмотреть влево)
Смотрел вправо, (Голова неподвижна, посмотреть вправо)
Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё (Руки спрятать за спину)
Через левое плечо, (Повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё. (Повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке (Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
И грибок унёс на спинке.

Режим зрительной нагрузки


1. Непрерывное занятие - 20-25 мин.
2. В течение занятия делать перерыв для гимнастики глаз.
3. Не смотреть картинки, книги лёжа.
4. Не смотреть картинки и не читать книги в транспорте.
5. Чередовать зрительные и физические нагрузки.
6. Не смотреть телевизор более 15 мин. с расстояния не менее 3-х метров. Телевизор должен быть ниже линии взора.
7. Следить за освещённостью помещения, пола, стола.
8. Не опускать голову, а подносить материал к носу.
9. У детей нет бинокулярного зрения, поэтому не делать упражнения с наклонами, не разрешать ходить по бревну, прыгать в длину.
10. Детям с поражением сетчатки требуется больше света.

 Важно не забывать про витамины и продукты, которые играют существенную роль в профилактике и коррекции проблем со зрением


• Например, для приспособления глаз к слабому освещению важен витамин А.
• Витамин В6 предотвращает сильное напряжение глаз.
• Витамин С помогает поддерживать тонус глазных мышц.
• Для профилактики проблем со зрением детям и взрослым рекомендуется принимать поливитаминные комплексы, содержащие витамины А, С, Е и группы В, а также употреблять в пищу печень и чернику.
• Полезны для глаз и все овощи, и фрукты оранжевого цвета. 

 Шесть правил для хорошего зрения


Правило 1. Глазам нужен отдых. Когда вы пользуетесь компьютером или выполняете какую-либо иную работу, требующую напряжения зрения, давайте отдых глазам, каждые полчаса делайте паузы. Для этого закройте глаза и посидите 2 минуты.

Правило 2. Расслабляйте глазную мышцу. Во время чтения останавливайтесь через каждые полчаса и несколько секунд смотрите на какой-нибудь отдалённый предмет. С этой целью повесьте газетный лист на расстоянии на стену и попытайтесь различить заголовки.

Правило 3. Не забывайте моргать. У ваших глаз есть «массажные щётки» - ресницы. Моргайте чаще. Каждый раз, когда вы моргаете, глаза очищаются и получают массаж.

Правило 4. Применяйте лёгкое давление. Некоторые трут глаза, когда те устают, кулаками. Тереть глаза вам, разумеется, не посоветует ни один специалист, но лёгкое надавливание может действительно способствовать устранению дискомфорта. Слегка надавливая на закрытые глаза, вы перемещаете слёзную жидкость, а это в свою очередь, помогает избежать сухости глаз. Для того, чтобы давление было более комфортным, его можно делать через слой мягкой ткани.

Правило 5. Правильно выбирайте положение. Во время пользования компьютером медики советуют устанавливать монитор на расстоянии 50-60 см от глаз. Верхняя часть экрана монитора должна быть на одном уровне с глазами или чуть ниже. Если экран установлен высоко, а глаза широко открыты, нарушается функция моргания. Это значит, что глаза не закрываются полностью, не смываются слёзной жидкостью и не получают достаточного увлажнения.

Правило 6. Позаботьтесь о равномерном освещении. Плохое освещение часто вызывает заболевания глаз, Всё поле вашего зрения должно быть освещено достаточно равномерно – это основное гигиеническое требование. Степень освещённости помещения и яркость экрана должны быть примерно одинаковыми.


Лечебная гимнастика


Для профилактики глазных заболеваний, утомления глаз, улучшения зрения в Индии и Китае разработана система упражнений. Вот несколько наиболее эффективных.

Сядьте поудобнее, голову держите прямо, взгляд направлен вперёд. Такое исходное положение для всех упражнений.
• Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться в центре зрачка. Представьте себе, что тепло ваших рук сконцентрировалось в центре ладони. Затем одну минуту направляйте это тепло в глаз.

• Закройте глаза и делайте ими круговые движения влево – вверх, вправо – вниз, потом повторите в обратном направлении. Движения нужно делать медленно, по 5-10 в каждом направлении. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и быстро поморгайте.

• Вытяните правую руку перед собой. Фиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Затем, не поворачивая головы и сопровождая ноготь взглядом, поверните руку вправо, так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Теперь перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Повторите упражнения по пять раз правой и левой рукой.

• Вытяните правую руку перед собой, разогнув её, как в предыдущем упражнении. Фиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Затем медленно приближайте кисть к носу и также медленно приводите её в исходное положение. Повторите упражнение 10-15 раз

Рекомендации по ношению очков и уходу за ними


1. Если вам назначили очки не для постоянного ношения, то их следует хранить в футляре.
2. Линзы очков следует протирать мягкой салфеткой или чистым носовым платком.
3. Не допускается класть очки линзами вниз на твёрдую поверхность.
4. Необходимо регулярно подкручивать винты в оправе.
5. Не допускается прикладывать к очкам механические усилия.
6. Очки необходимо снимать только двумя руками.
7. Если врач назначил ношение окклюзии, то её нужно носить постоянно.
8. Для улучшения зрения врач назначает лечение на аппаратах, необходимо пройти полностью весь курс лечения. 

 Готовим руку к письму.

 ПИСЬМО - СЛОЖНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ НАВЫК, ТРЕБУЮЩИЙ СЛАЖЕННОЙ РАБОТЫ МЕЛКИХ МЫШЦ

КИСТИ,ВСЕЙ РУКИ, ПРАВИЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ВСЕГО ТЕЛА. ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМ ПИСЬМА –

ДЛИТЕЛЬНЫЙ И ТРУДОЕМКИЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ НЕ ВСЕМ ДЕТЯМ ДАЕТСЯ ЛЕГКО.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Правильное положение при письме

* Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный подчерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.

* Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 -2.5 см. верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать предмет слишком сильно.

* Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

* Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. В дальнейшем мы будем называть его неправильным навыком письма.

Виды и причины неправильного навыка письма

Все частные случаи неправильно навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

Неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальце «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;

Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;

Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;

Неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте др.;

Слишком сильный (чаще) или слабой (реже) нажим при письме или рисовании;

Неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

 

Обратите внимание на своих детей.

 1

  • Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий

 Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого над изобразительной деятельностью дошкольника.

 

  2  3

Как помочь вашему ребенку.

  • Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадка за столом сначала ему не удобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.

 Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

 Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви и др. важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и др. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

 Несколько чаще, чем у их здоровых сверстников, неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в общей ослабленности их организма, так и в частых пропусках посещения дошкольного учреждения, где они могли бы получить достаточный опыт изобразительной деятельности.

                                                                                Тифлопедагог: Колесникова- Тринченко С.А. 

 

Рейтинг@Mail.ru