ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

♦ «Ягодки для медвежонка» Непосредственная образовательная деятельность в группе раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

♦ «Творческий марафон – как эффективная форма организации взаимодействия с родителями»

♦ Краткосрочный проект в старшей группе «Космическое путешествие»

♦ Проект: «Лэпбук – ребятам помощник и друг»

♦ «Раз ладошка, два ладошка»

♦ «Я – человек»

♦ «Что за чудо эти маски!»

♦ Коллективное творчество развивает и совершенствует коммуникативные навыки у  детей

♦ ПДД в детском саду

 

Непосредственная образовательная деятельность в группе раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

«Ягодки для медвежонка»

Воспитатель: Ю.А. Гордеева

Тема: «Ягодки для медвежонка»
Возрастная группа: 2-3 года
Количество детей: 6
Цель: познакомить детей с художественной техникой «Рисование ладошкой».
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «Рисование ладошкой». Способствовать формированию умения передавать цвет и форму используя ладошки рук. Закрепить знания цвета (красного).
Развивающая: развивать мелкую моторику рук. Развивать продуктивное мышление, восприятие цвета, внимание, речь, память.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с красками. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание им помочь.
Предварительная работа: Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод, диких животных. Чтение художественной литературы А. Барто «Мишка», заучивание потешки «Мишка косолапый». Разучивание цветов, закрепление навыка работы с красками и техникой рисования ладошкой.
Оборудование: игрушка – медведь, корзинка, картинка ягоды-малины, альбомные листы, пальчиковые краски, салфетки.

Ход образовательной деятельности:
Дети сидят на стульях, раздается стук.
Воспитатель спрашивает у ребят: Кто это там?
Дети предлагают свои варианты

Воспитатель загадывает загадку:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Д: Мишка!
В: Ребята, посмотрите какой он грустный! Давайте попробуем его развеселить! Например, мы вспомним про него стихотворение? А чтобы ему точно понравилось вы можете не только рассказывать, но и показывать!
Дети с воспитателем читают вместе стих и выполняют действия соответственно стиху – «Мишка Косолапый».
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!
Воспитатель сообщает, что мишке очень понравилось, как дети прочитали для него стихотворение, он их хвалит и говорит, что они очень походили сейчас на медведей!
В: Но мишка всё равно грустит, потому что он потерял корзинку. Не плач мишка у нас тоже есть корзинка, мы тебе ее подарим (воспитатель подаёт мишке корзинку). Детки, мишка, говорит, что его корзинка была с ягодами, которую он собирал на полянке. Что же делать, как нам помочь мишке? Может, мы нарисуем ягодки?
Д: да
В: Дети, а какие ягодки любит мишка?
Ответы детей
В: Да, самая любимая ягода мишки – малина. Я сейчас покажу, как выглядит малина (воспитатель показывает иллюстрации малины). Какого цвета малина? Какие у неё листочки?
Ответы детей
В: Мишка, не плачь. Мы с ребятками тебе поможем. Мы сейчас подойдем к столам, я раздам деткам альбомные листы и мы нарисуем ягоды.
В: Что лежит у нас на столах?
Ответы детей
В: правильно альбомные листы и тарелочки с краской, а рисовать ягодки мы будем не карандашами и не кисточками, а при помощи своей ладошки. Я вам сейчас покажу, как мы будем рисовать ладошкой. Обмакнём ладошку в краску и аккуратно сделаем отпечаток ладошки на альбомном листе, затем я подрисую кисточкой к ягодке листочек (воспитатель все действия показывает, сопровождая словами).
Для начала наши ручки нужно размять, поиграем с ними в пальчиковую игру «Ягодки».
С веток ягодки снимаем (снимаем ягодки с каждого пальчика)
И в лукошко собираем (складываем ладошки в виде чашечки)
Будет полное лукошко (кладем одну ладошку на другую)
Я попробую немножко, а потом еще чуть-чуть (делаем вид, что кушаем ягодки)
Будет легким к дому путь (перебираем пальчиками)
Воспитатель рисует вместе с детьми
В: Какие красивые ягодки у вас получились. Мишка уже не плачет, улыбается и говорит вам спасибо. Мишке пора домой в лес, давайте попрощаемся с ним.
Дети прощаются с мишкой, воспитатель уносит игрушку.

«Творческий марафон – как эффективная форма организации взаимодействия с родителями»

Ст. воспитатель Т.В. Рыбакова 

    Если смотреть определение слова «Достижение», то мы видим, что это «воплощение определенного плана». Планов в дошкольном учреждении много: поучаствовать в конкурсах, создать условия, чтобы ребенок развивался, а главное развивался именно в своём направлении, индивидуально подойти к каждому. Ну и кто же, как не родители знают своего ребенка лучше. Они то и могут нам помочь в этом. И главное достижение в этом году для нашего учреждение, это налаженные тесные связи с родителями наших детей. Каждый день, каждое событие, каждый конкурс мы научились проживать вместе. И не только проживать, но и планировать. А к концу года родители и стали инициаторами некоторых мероприятий. А начиналось все очень просто: привлечение родителей к постройке горок, к посадке деревьев, создание пособий к играм. Родители с интересом наблюдали за детьми на утренниках, с радостью дегустировали приготовленные нашими поварами блюда во время «Дня открытых дверей», иногда даже вместе с детьми выполняли задания во время открытых занятий. Все эти мероприятия принесли свои результаты, мы показали, что мы открыты для родителей, мы готовы сотрудничать, мы готовы их услышать. Во время «Дня открытых дверей» наши родители могли свободно задать вопросы, обсудить любую ситуацию со всеми педагогами и руководителем детского сада. Для тех, кто еще стесняется, работала анонимная почта для родителей. Во время небольшой пресс – конференции озвучены были ответы и на эти вопросы. Но именно самим принять участие в образовательном процессе им приходилось редко. А ведь если работать вместе, опираясь на родительское знание своего ребенка и знания наших педагогов, результаты будут всегда лучше. И одним из мероприятий, когда родители, педагоги и дети работали вместе, стал творческий марафон «Радуга самоцветов». Самоцвет – это наш воспитанник, который сверкает многообразием талантов, которые нужно открыть и развить нам вместе, сообща. Наш марафон проходил в течение полугода, каждые две недели предлагалась тема, по которой родители, дети и педагоги работали совместно. Формы и темы предполагаемых итоговых мероприятия разрабатывала творческая группа с учетом комплексно – тематического планирования детского сада, проходимых в стране праздников и конечно с учетом мнения родителей. На подготовку к каждому мероприятию отводилось две недели, во время которой в группе воспитатели с родителями планировали, как они будут готовиться: педагог объяснила, что дети должны узнать по этой теме в соответствии с программой. А родители использовали свои ресурсы во время совместной подготовки: приглашали интересных людей, находили дома вместе с детьми интересные идеи, ездили с детьми на экскурсии, устраивали свои мини- конкурсы в группах. Например, если в прошлом году в семейной литературной гостиной, посвященной празднованию годовщины Великой Победы, родители участвовали по рекомендации педагогов, то в этом году кто – то провел конкурс внутри группы, кто – то провел конкурс идей и общими усилиями подготовился к празднику. И на неделе марафона «Давным давно была война» каждой группой представили свои уникальный номер. А на неделе «Волшебство своими руками» каждая группа смогла поэкспериментировать с различными художественными материалами. Наиболее интересной оказалась выставка из ледяных фигур, оформленная родителями младшей группы из сделанных дома заготовок. Каждая семья творчески подошла к созданию своей части выставки: были и мозаики из цветных льдинок, композиция из засушенных цветов во льду, даже кормушка изо льда. Перед подготовкой к выставке педагог рассказала родителям с какими свойствами воды знакомятся дети в этом возрасте. А каким замечательным познавательным материалом оказалась выставка для всех детей детского сада. На одной из недель прошла фотовыставка «Хобби наших пап». Сколько восторженных рассказов о папах наших воспитанников мы услышали на этой неделе, что способствовало выполнению образовательных задач по развитию речи. Была и неделя «Педагогические таланты наших воспитателей», где родители поближе познакомились с хобби, педагогическими заслугами наших педагогов. Свои проекты презентовали педагоги, занимающие призовые места в конкурсе методических пособий по городскому краеведческому проекту «Я – златоустовец», а в этом году у нас их два (Сенькова Н.Ю., Золотухина Н.В.), что помогло родителям познакомится с этим направлением деятельности детского сада.
   В марафоне участвовали все дети детского сада, включая группы раннего возраста. Они выполняли задания в соответствии с возрастом своих детей, т.к. ограничений по выполнению заданий не было, каждый творчески подходил и сам решал, как именно их группа представит свои результаты.
Главным достижением оказалось то, что мы теперь вместе работаем над развитием наших детей. Свободно общаемся, находим общие решения, компромиссы. И мы рады, когда наши дети показывают хорошие результаты на городских конкурсах.
    В этом году наши дети стали призерами: детского городского конкурса новогодних открыток "Таганайские фантазии", муниципального этапа областного конкурса новогодней игрушки из вторсырья "Подарки для ѐлки", городского шашечного турнира «Волшебная шашка», абсолютными победителями в номинации "Черлидинг" городского фестиваля спортивного танца "Бэби - ритм - 2017", победителями спортивно - патриотической игры "Зарница - 2017" , дипломантами: городского конкурса светоотражающих элементов " Засветись», городского конкурса юных кулинаров "Весенний букет для", лауреатами фестиваля детского творчества «Музыкальный серпантин», Наш детский сад занял 1 место в смотре - конкурсе здоровьесберегающей и развивающей среды прогулочных участков дошкольных образовательных организаций "Зимняя сказка - 2017г.; 1 место в смотре - конкурсе здоровьесберегающей и развивающей среды прогулочных участков дошкольных образовательных организаций "Зеленое кольцо - 2017г.;
    Мы всегда знаем, что это наша общая заслуга. И мы видим, что наши родителя становятся более инициативными, сплоченными. При подведении итогов марафона, приятно было услышать слова родителей. «Оказывается в детском саду так интересно, и у нас в группе уже даже сложился такой свой детсадовский родительский коллектив» (Азина И.Г. ). Вот такие «детсадовские коллективы» уже предлагают свои идеи на новый учебный год, а мы с благодарностью принимаем их и рады, что родители из наблюдателей превращаются в активных участников образовательного процесса.

 

Краткосрочный проект в старшей группе
«Космическое путешествие»
МАДОУ «Детский сад№95»

Воспитатель высшей квалификационной категории 
Чилякова Надежда Геннадьевна

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя, в рамках лексической темы «Космос»

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, игровой.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи: 1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Рассказать детям о профессии «космонавт».
2. Познакомить с первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным.
3.Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4.Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:
Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неизведанное будоражит детскую фантазию и дает возможность самому в процессе игры воображения до конца представить неизведанный космос. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, о Солнце как о звезде, планетах Солнечной системы и о первом космонавте Земли – Юрии Гагарине.
Данный проект направлен на обогащение полученных знаний и возможности применения их в различных видах деятельности.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают о первом космонавте, познакомятся с планетами солнечной системы. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Работа с родителями: организация выставки совместных с детьми поделок или рисунков о космосе.

Этапы реализации проекта:

1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2.Информация родителей о предстоящей деятельности.
3.Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап
1.Проведение недели космоса в группе.
2.Работа с родителями по заданной теме.
3.Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 этап
1.Организация выставки работ о космосе (совместные работы родителей и детей)
2.Коллективное панно «Космическое путешествие»;
3.Создание альбома «Космос»;
4.Развлечение «Космическое путешествие»

Далее...


  Проект: «Лэпбук – ребятам помощник и друг»  

Воспитатель высшей квалификационной категории 

Чилякова Надежда Геннадьевна

Актуальность:
проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одной из перспективных форм, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.
Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

Цель: повышение познавательной активности детей дошкольного возраста при систематическом использовании лэпбуков в образовательной деятельности.

Задачи:
- изготовить лэпбуки по ознакомлению с окружающим («Птицы наших лесов», «Спорт», «Осень», «Овощи, фрукты, ягоды», «Памятники нашего города», «Машины», «Животные России», «Детеныши животных»);
- познакомить родителей с технологией «Лэпбук», привлечь их к изготовлению лэпбуков;
- повысить интерес детей в самостоятельном поиске знаний, их закреплении посредством регулярного использования лэпбуков;
- развивать у детей умение самостоятельно осваивать окружающий мир, используя полученные знания;
- использовать лэпбук как содержательный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей;
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен;
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
Тип проекта: творческий, практический, информационный;
Продолжительность: среднесрочный май-сентябрь 2017 года.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Далее...

  «Раз ладошка, два ладошка»

Воспитатель высшей квалификационной категории 

Чилякова Надежда Геннадьевна

    У детей с нарушением зрения уровень развития тонкой моторики кистей и пальцев рук отстают от уровня развития мелкой моторики детей с нормальным зрением. Это препятствует овладению детьми навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие. У большинства детей пальцы мало подвижны. Дети держат ложку в кулаке, с трудом берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут застегнуть пуговицы. Вследствие малой активности мышцы рук детей с нарушенным зрением оказываются вялыми или слишком напряжены. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на развитие предметно-практической деятельности. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, т.к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.    Для эффективности коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения используются специальные коррекционные упражнения и занятия. Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых» игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры – позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Во время занятий я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, возможности. В группе созданы все условия для развития осязания и мелкой моторики.

  В своей работе я использую различные виды деятельности:
- конструирование (различные виды конструктора);
- игры с мозаикой разной формы и величины;
- раскладывание и складывание разборных игрушек (пирамидки разной величины, вкладыши, кубики);
- складывание пробок, пуговиц, фасоли, семян, цветных макарон, палочек, спичек;
- нанизывание бусин, колечек, макарон, плетение косичек, игры с прищепками, пазлами;
- сматывание ниток в клубок, на палочку;
- развитие умения оперировать мелкими предметами (геометрические фигуры, счетные палочки);
- развитие графических умений (обведение по контуру, штриховка);
- развитие тактильной чувствительности (тактильные крышки, коллекция тканей, иллюстрации в книгах с разной фактурой);
Игры – шнуровки, бусы, мозаики, мелкий конструктор - снимают детскую раздражительность, агрессивность и при этом развивают фантазию. Чем еще можно позаниматься с ребенком дома, чтоб развить ручную умелость?

  Я советую родителям дома с детьми:
- рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелками);
- играть с песком, крупой, водой;
- резать ножницами;
- разминать пальцами пластилин, глину, тесто;
- нанизывать крупные и мелкие пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками. 

   А если вашего ребенка не увлекают развивающие пособия, то вы можете предложить ему настоящие дела, где он может почувствовать себя наравне со взрослыми: предложите почистить мандарины; помочь собрать с пола соринки, крупу, фасоль; вытирать пыль с вами; перелистывать самому страницы книг; рвать, мять бумагу; самостоятельно одеваться и обуваться.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

 

  «Я – человек» 

 Воспитатель высшей квалификационной категории 

Надежда Геннадьевна Чилякова  

Процесс становления человека спорен, длителен и многогранен. Он во многом зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, как найдёт своё место, то единственное место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовывать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. Поскольку основы формирования и осознания личности ребенка закладываются в дошкольном возрасте, я решила изучить этот вопрос и постараться внедрить его в практику работы с детьми своей группы. Важно, что бы как можно раньше ребёнок ощутил себя человеком – со всеми присущими ему достоинствами и возможностями. Именно поэтому я взяла тему своего проекта «Я – человек».
Дети очень наблюдательны. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. И в этом я должна помочь детям. Наблюдательность детей опирается на их любознательность. Наблюдая за окружающим миром, я учу детей делать свои выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и фактами.

Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Я считаю, что ребёнка нужно приобщать к социальной действительности. Мне необходимо показать детям социальный мир «изнутри» и помочь детям накопить социальный опыт, понять своё место в этом мире как его члена, участника преобразований. Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении.
Особое место в предметном мире занимает игрушка. Через неё ребёнок познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества.
В процессе приобщения детей к социальной действительности существенную роль играют художественная литература, изобразительное искусство, музыка. Так как художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка, я использую произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, былины. А так же использую театральную деятельность, она развивает творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычном, способствует самопознанию и самовыражению личности. Для этой цели в группе имеется театральный уголок «Теремок», в котором собраны различные виды театра. А так же мини-музей «Морские путешествия», различные макеты, выставка «Мой город Златоуст», альбом «Моя семья».
Я стараюсь сформировать у детей представление об окружающем мире, о себе, как о представителе человеческого рода, о людях живущих на Земле, их разнообразной деятельности. Мне хотелось бы видеть детей творческими, свободными личностями, обладающими чувством собственного достоинства и уважения к людям.

  

   «Что за чудо эти маски!»  

 Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Голубева Ольга Николаевна.  

 Театральное действо, как волшебство – завораживает, увлекает, оставляет в душе незабываемые впечатления. Спектакли для детей, детские выступления должны быть зрелищными, яркими, запоминающимися. У нас в детском саду каждый праздник, развлечение для дошколят превращаются в мини спектакли, а актёрами становятся сами ребятишки и их воспитатели. Наряду с актёрским талан том, мастерством детей и педагогов такие неповторимые сказки помогают создать выразительная музыка, красочные декорации и костюмы, а так же театральные маски.

За 35 лет работы в детском саду музыкальным руководителем у меня собралась целая коллекция масок для ростовых кукол: есть кот и пёс, знаменитые Винни-Пух с Пятачком, Кроликом и Тигрулей. Не раз радовали ребятишек своим появлением Коза- Дереза, колю чий, но очень добрый ёж, цапля, курочка с цыплятами, забавная обезьянка, бычок – смоляной бочок.

Идея создания таких масок пришла как- то сама собой много лет назад, когда захотелось удивить, порадовать наших воспитанников чем- то не обычным, оригинальным, сказочным. Вот тогда и пришли к нам на ёлку первые друзья: Ромка, Фомка и Артос, три весёлые собачки из одноименного мультфильма, которые во всём помогали Дедушке Морозу: искали подарки, брали след злого Пирата и чёрного Кота, похитивших ледяной посох. А уже на Масленицу веселили дошколят и взрослых гостей хитрая Лиса и доверчивый, глуповатый волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк».

Так и увлеклась созданием театральных масок. Сначала я сшивала свои маски из картона, раскрашивала, добавляла детали из меха, ниток, пуговиц, кожи. Они получались оригинальными, но немного угловатыми, не хватало гибкости картона для плавных изгибов линий. Тогда вспомнила, как ещё в педагогическом училище, нас учила мастерить игрушки из поролона чудесный педагог методики труда Неля Марковна, человек с умелыми, золотыми руками. Попробовала и я изготавливать маски из поролона. Этот мягкий, податливый материал позволял сделать маски объёмными, выразительными: хочешь - морщинки заложил, приподнял защипом уголки губ - и засияла улыбка. А с помощью разноцветных акварельных красок они становятся яркими и колоритными. Остаётся добавить последний штрих - выразительные глазки, сделанные из самоклейки и пластиковой бутылки, и маска будто оживает. Работа над каждой маской очень индивидуальна, ведь я стремлюсь чтобы они передавали характер, настроение, эмоции, переживании определённого персонажа.

Так постепенно год за годом росла наша садовская коллекция театральных масок. Например ни один год по восточному календарю не обходиться у нас без такой маски: год Змеи мы отправляемся встречать на остров Чунга- Чанга к забавному Питону с его весёлой компанией: Слонёнку, Мартышке, Попугаю; в год Быка – весёлая , музыкальная Корова танцует с детворой возле ёлки; и вновь три озорных, игривых поросёнка перехитрили волка в год Свиньи… И так без конца, праздник круглый год! А когда дети счастливы, веселы, радостны, что может быть лучше!? Мне очень приятно слышать от своих ребятишек и их родителей: «Что за прелесть эти маски!» - это самая чудесная оценка моей работы. Вот и на прошедшей недавно ХVI Международной научно- практической конференции выставка наших театральных масок пользовалась большим успехом, вызывала живой интерес.

       

 

 

  

  Коллективное творчество развивает и совершенствует

коммуникативные навыки у детей 

    Балахнина Мария Владимировна, руководитель ИЗО

 Работая в детском саду воспитателем и руководителем изостудии, я нередко замечала, что некоторые воспитанники испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Причиной этому могут быть как индивидуально-психологические особенности детей, так и воздействие на них общественных  норм поведения, т.е. общение в семье, детском саду.  

На занятиях по рисованию, а также в кружковой работе я использую как индивидуальные формы работы, которые позволяют учитывать способности, интересы и потребности каждого ребенка, так и групповые формы работы. Исходя из своих наблюдений, я пришла к выводу - в процессе выполнения коллективных работ у детей формируются коммуникативные способности., которые не имеют особых проблем с общением, а так же помогает детям, которые испытывают сложности при общении со сверстниками в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки и т.д.

Задача взрослых -помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений, помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Именно поэтому тему своей исследовательской работы я обозначила, как «Формирование коммуникативной компетентности и творческих способностей воспитанников в процессе выполнения коллективных работ». На  своих занятиях я стараюсь использовать групповые формы работы, которые  развивают творческие способности ребят и учат их общению, толерантности .Кроме этого коллективное творчество способствует интегрированному подходу к изучению искусства в ДОУ, предполагает множество вариантов заданий, обилие техник, материалов, ситуаций, предложений, сравнений, сопоставлений.

Своим опытом работы я хочу поделиться с педагогами дошкольных учреждений, руководителями изостудий, кружков эстетического направления, с родителями. В первую очередь необходимо создать условия для детского экспериментирования, так организовать пространство, чтобы оно отвечало возрастным возможностям детей, воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям.

С этой целью я рекомендую оборудовать мастерскую для организации сменных выставок, уголок творчества «Мастера и мастерицы», организовать «Музей народной культуры», выставить в уголке творчества альбомы с произведениями изобразительного искусства и многое другое. Необходимо иметь дидактический и демонстративный материал, репродукции картин художников и т.д. Эстетически организованная среда должна постоянно меняться, обновляться.

Активное участие в этом должны принимать сами дети: помогать оформлять группы, залы к различным праздникам своими коллективными работами, делать аппликации для участия в конкурсах и выставках, которые проходят как в стенах детского сада, так и за его пределами. Например, в прошлом году в нашем учреждении была организована тематическая выставка по правилам дорожного движения, где было представлено коллективное творчество средних групп, старшей и подготовительной. А так же старшие дошкольники принимали участие в городском конкурсе «Арт-елка», где показали свое коллективное мастерство в декоративно-прикладном искусстве.

Одна из последних выставок нашего ДОУ называется «Зимушка-зима». На ней можно увидеть как групповые работы детей, которые посещают занятия по рисованию и изостудию «Акварелька», так и коллективные панно, выполненные совместно с родителями. Так же дети старших и подготовительных групп трудились над коллективными работами по изо и ДПИ,  и были отмечены в городских творческих конкурсах: «Новогодняя открытка», «Зимняя сказка» и «Раз морозным вечерком…». Это был своеобразный отчет об осознании роли искусства в коллективном творчестве, как итог совместного взаимодействия дошкольников, педагогов, родителей.           

В формировании творческих способностей воспитанников огромную роль играет коллективное творчество. Оно позволяет:

       - сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись,пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие вылепливают, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (например, сюжеты «Наш город», «На ферме», «Золотая осень» и т.д.);          

- наряду с традиционными использовать нетрадиционные техники, такие как тычок полусухой кистью, рисование пальчиками, ладошкой, различные оттиски, обрывание и скатывание бумаги, использование восковых мелков (свечи) и акварели, монотипия, кляксографии, набрызга и др.;         

-  варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи различных средств выразительности (цвета, колорита, мазков, пятен, геометрических форм, линий и т.д.);          

- инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а так же о бытовых, общественных и природных явлениях (детский сад на прогулке, профессия взрослых, любимые праздники и др);       

-   создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи);             

- поддерживать стремление самостоятельно  комбинировать знакомые техники, помогать усваивать новые, по собственной инициативе объединять способы изображения;     

 - развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от  сюжета- располагать объекты на узком или широком пространстве земли( неба), обозначив линию горизонта; выделять в композиции главное- основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку.             

Обращать внимание на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие, люди меньше домов но больше цветов).-  учить располагать на рисункепредметы, загораживающие друг друга.              

Не только эти, но и  многие другие задачи решаются с помощью коллективного творчества. Непосредственная образовательная деятельность проходит в средних, старших и подготовительных группах. Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация детей старшего дошкольного возраста позволяют детям выполнять коллективные композиции, панно, фризы, декоративные и сюжетные работы. Им интересно общаться со сверстниками, договариваться о содержании будущей работы, об участии каждого в общей композиции.

Поэтому, проводя занятия, я стараюсь использовать разные формы общения (педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок- дети, педагог- дети) и различные формы работы при выполнении коллективных панно. Вот некоторые из них:   

 - каждый ребенок работает над своим рисунком, а потом все дети под моим руководством составляют общую композицию;  

–работа парами на одном листе бумаги с различными формами кооперации: каждый выполняет свою часть изображения рядом - один сделал мазок, затем другой; один руководит работой - другой выполняет; 

–дети подразделены на несколько подгрупп, каждая выполняет свое задание (например, одна создает фон, другая – детали пейзажа: деревья, кусты, облака; третья изображает диких животных);

– кооперационная работа по типу конвейера: каждый ребенок выполняет свою часть общей работы, которая потом вместе с педагогом объединяется в одно изображение - образ.

Коллективное творчество воспитывает культуру деятельности, формирует навыки сотрудничества. В связи с этим: 

- создается благоприятный эмоциональный климат;  

- условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучающие правилам и средствам общения, позволяющие вступать в контакты; 

- организуется процесс обучения по подгруппам, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям;   

– дети вовлекаются в активное обсуждение предстоящей деятельности и возможностей использования их готовых работ в повседневной жизни;   

– у детей воспитывается интерес к изобразительной  деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.  

Огромная роль в совместном творчестве уделяется партнерству детей и партнерской позиции взрослого - вот без чего немыслимо увлечь, зажечь, устремить. Видя нашу увлеченность тем же, что предлагаем детям, чувствуя уважение к себе, отношение как к равному, сочувствие и терпимость, ребенок начинает раскрываться и творить. Этот начавшийся процесс надо заметить, подхватить, увлечь и дать ему развиваться. В нашей совместной творческой деятельности не должно быть слабых и сильных, умелых и неумелых - все мы, как умеем в едином стремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, создаем коллажи, помогаем друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Да их и не может быть, потому что на то он и процесс, чтобы не останавливаясь на достигнутом, идти вперед к лучшему.

 

  ПДД в детском саду.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Виновниками ДТП, как правило, является ребёнок, который играет вблизи дорог или переходит улицу в неположенном месте, а всё это происходит из-за недостаточной профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам дорожного движения.

Взаимодействия родителей и детского сада в процессе обучения дошкольников правилам дорожного движения это не две параллели, а взаимопересекающиеся линии сотрудничества. В нашем детском саду обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы. Родители – активные участники этого процесса, ведь именно с их помощью систематически пополняется и обновляется уголок дорожного движения в группе. Дети знакомятся с транспортной культурой в игровой деятельности благодаря множеству настольных игр «Мои друзья – дорожные знаки», «Транспорт», «Советы светофорчика». А также имеют возможность развёртывать сюжеты с помощью модульного транспорта различного назначения, съёмного пешеходного перехода, «чудо-ковра»( с перекрёстками, различными видами дорог), светофора, бензоколонки, фартуков-машин (легковые автомобили, спец. транспорт и т.д.) вовлекая в игру всех детей группы. Дошкольников привлекают множество игр: «Скорая помощь», «Отважные пожарные», «Полиция».

Именно благодаря этим играм, при помощи взрослого, дети начинают знакомиться с основными правилами дорожного движения. Во время развёртывания сюжета развиваются множество качеств дошкольников: фантазия, воображение, внимание, память, способность ориентироваться в пространстве; дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, быть ответственными.

Для полноценной работы с родителями в группе функционирует несколько форм информирования: стенд с наглядной агитацией, где ежемесячно обновляется информация о профилактике дорожно-транспортных происшествиях, организована выставка детских работ, проходит анкетирование.

Работа по теме профилактике дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду пополняется новыми формами и приёмами работы с детьми и родителями. Педагоги нашего детского сада убеждены, что только тесное сотрудничество с семьёй способно выработать у подрастающего поколения навыки безопасного поведения на улицах города.

   

Рейтинг@Mail.ru